Здесь собраны выдержки из самых разных источников. Те, - что показались мне интересными, но которым не нашлось места в уже написанных текстах.
*************
Для понимания сути шизофрении интересно проанализировать ее основные диагностические симптомы:
Психиатры разных стран с уважением относятся к диагностическим "Симптомам первого ранга", предложенным К. Шнайдером: - Слуховые галлюцинации, при которых "голоса" проговаривают мысли пациента вслух.
- Слуховые галлюцинации, при которых два "голоса" спорят между собой.
- Слуховые галлюцинации, при которых "голоса" комментируют действия пациента.
- Тактильные галлюцинации, когда пациент ощущает прикосновение чего-то постороннего.
- "Изымание" мыслей из головы пациента.
- "Вкладывание" мыслей в голову пациента, осуществляемое посторонними лицами.
- Вера в то, что мысли пациента передаются другим, словно по радио.
- "Вкладывание" в сознание пациента ощущений других людей.
- "Вкладывание" посторонними лицами в сознание пациента непреодолимых импульсов.
- Ощущение, что все действия пациента осуществляются под чьим-то контролем, автоматически.
- Бред, при котором нормальные события воспринимаются как имеющие особый, "скрытый" смысл.
(симптомы процитированы из книги Э. Фуллер Торри "Шизофрения" 147, с. 113-114).
Симптомы первого ранга обладают большой диагностической силой, но, как отмечают Г.И. Каплан и Б.Дж. Сэдок, ссылаясь на воззрения самого К. Шнайдера, ни их наличие, ни их отсутствие однозначно не определяют диагноз (30,с. 234).
(Волков П.В."Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств)". - М.: Аграф, 2000. - 528с. Стр.420-:-421.)
Можно заметить, что все эти симптомы (кроме последнего) можно объяснить тем, что в душе, в мозге шизофреника "живут" некие дополнительные субъекты, голоса которых он слышит, чувствует их прикосновения... Эти дополнительные субъекты могут контролировать мысли и действия шизофреника или прямо управлять его поведением. Они могут стать зримыми в его галлюцинациях или оставаться невидимыми и почти не замечаемыми... Собственно в этом и заключается суть многих (но отнюдь не всех) форм шизофрении: мозг, психика шизофреника расщеплена и в ней кроме основного "Я-субъекта" образуются дополнительные субъекты. В принципе, похожие "субъекты" живут в мозге и психике любого человека, и именно с ними мы ведем нескончаемые внутренние диалоги. Но для большинства людей эти субъекты есть нечто эфемерное и практически не замечаемое. В норме, только в период сновидений некоторые из них могут становиться зримыми и предельно реалистичными. У шизофреника, который застрял в неком нескончаемом сновидении, эти "внутренние субъекты" достигают значительной степени развитости, реалистичности и, главное, - самостоятельности. Развиваются и крепнут нейронные структуры, которые составляют "тело" этих субъектов...
Проиллюстрировать вышесказанное можно некоторыми изысканиями в области профессионального литературного творчества (Полный текст ЗДЕСЬ).
На мой вопрос, как они творят, все остальные, с кем мне довелось беседовать, в один голос отвечали: "Само пишется". Пытаясь объяснить свое состояние вдохновения, они говорили об очень интересных вещах. "Мне казалось, что я работаю как рация в режиме приема". "В голове как будто кран открылся". "Такое состояние, что я не смог бы заставить себя написать по-другому".
"Слова появляются внезапно, одно за другим, с такой настойчивостью, что противиться этому нет сил. Надо немедленно их записать, иначе испытываешь страдание почти физическое, которое не покидает тебя, пока ты не отдашься творчеству".
(0'Брайен Б. "Необыкновенное путешествие в безумие и обратно: Операторы и Вещи" - М,: Независимая фирма "Класс", 1996. Стр.119.)
Интересно сравнить эти высказывания с вышеперечисленными диагностическими "Симптомами первого ранга" К. Шнайдера. Конкретно - с шестым, девятым, десятым.
*************
Среди определенной части людей есть тяга делать нечто такое, чтоб "крыша поехала" или как сейчас модно выражаться "сдвинулась точка сборки". Ради "острых" и необычных ощущений или по другим мотивам.
Доктор Шибанов - отец-основатель и председатель Общества добровольных шизофреников! Одна из целей общества так определена его председателем:
"Истинные шизофреники, коими мы хотим стать, - это творческие люди. Они занимаются искусством, точными науками, изобретательством".
Монолог Шибанова за чашечкой черного кофе:
"Я не могу сказать, что существует единственный рецепт, чтобы стать шизофреником. Каждый сходит с ума по-своему. Можно дать, конечно, общие рекомендации. Это большое количество крепкого (почти чифир) чая, кофе. Попробуйте не спать несколько суток подряд. Очень помогает и контактная шизофрения. В нашем Обществе есть и официальные шизофреники. Мы их называем консультантами. После длительного общения с "шизами" у многих людей, особенно с неустойчивой психикой, начинает крыша ехать. Довольно крутое средство - музыка. Лучше всего классическая - это сильнейший раздражитель нервной системы. Я предпочитаю Вагнера и Скрябина. Книги. Достоевский, Кафка. Советую читать литературу по оккультным наукам и паранормальным явлениям. То же самое относится к телевидению. Не надо смотреть все подряд, но некоторые передачи способствуют развитию шизофрении. Это передачи об экстрасенсах, парапсихологах, НЛО, психотронном оружии, сеансы Чумака и Кашпировского. Интересно, кто-нибудь подсчитал количество сведенных с ума известием о конце света?
(http://members.tripod.com/soulzone/krysha.htm)
Замечу, что большинство из перечисленных методов достаточно популярны и за пределами "Общества добровольных шизофреников". Но для формирования "светлых", позитивных форм шизофрении почти все из них нам представляются не экологичными, не пригодными.
Интересно высказывание о "контактной шизофрении", из которого следует, что некоторые формы шизофрении могут индуцироваться другим людям, "заражать" их. Полагаю, что наиболее "заразительны" именно мягкие, естественно адаптированные в культуру формы шизофрении. Тяжелые, клинические формы находятся слишком далеко от мира и переживаний обычных людей и потому практически не заразны.
*************
В книгах и статьях по психиатрии описываются и анализируются преимущественно грубые, патологические, клинические формы расщепления психики, которые составляют лишь незначительную долю от всего многообразия феномена шизофрении.
Может ли человек болеть шизофренией, но так и не узнать об этом до конца жизни? - Это те случаи, когда люди болеют не яркими формами шизофрении (вялотекущая). Эти люди внешне чудаковатые, странные, на них могут показывать пальцем. Тем не менее, они могут быть адаптированы в жизни, могут работать, иметь семью и на протяжении всей жизни не попадать в поле зрения психиатров. Таких людей достаточно много. (http://www.ddd.kursknet.ru/dnew/y2000n17.html )
Интересно - насколько это много, если даже "явных клинически больных" 2.5% популяции?
... известная усредненная цифра учтенных больных шизофренией - примерно 1% популяции - увеличивается за счет "явных клинически больных", но социально адаптированных, т.е. не попадающих в поле зрения психиатров, еще на 1,5%. Теперь в сумме она составляет 2,5% населения. (И.Я.Лагун "Причинность шизофрении" http://ijlagun.chat.ru/)
*************
По поводу связи шизофрении и творческих способностей:
Шизоидность позволяет психике оперировать информацией без опоры на прежний эволюционный и жизненный опыт. Это качество дает возможность шизоидной личности рассматривать те стороны вещей и явлений, которые при ином складе психики просто не рассматриваются и не анализируются.
Помимо научных изысков, результаты которых говорят об эволюционной целесообразности шизоидии и шизофрении, есть огромный патографический материал, свидетельствующий о том же. Я имею в виду целое созвездие имен ученых, мыслителей, великих творцов искусства, создателей шедевров мировой культуры. Жизнеописания многих из них переплетены с указаниями на психические аномалии и клинические расстройства, явно и косвенно отражающие наличие у них шизоидной конституции и шизофренического процесса, связь болезненных отклонений и творчества.
Здесь философы Гегель и Фридрих Ницше, писатели Н.В.Гоголь и Ференц Кафка, драматург Август Стринберг, поэты Велимир Хлебников и Фридрих Гёльдерлин, художники Поль Гоген и Михаил Врубель, художник и композитор Микалоюс Чюрлёнис, композитор и светомузыкант Александр Скрябин, создатель теории относительности Альберт Эйнштейн, выдающиеся психиатры В.Х.Кандинский, В.А.Гиляровский и мн. др.
Клиницистам известен факт, что инициальный период шизофренического процесса часто совпадает с обнаружением необычайной талантливости, поразительной нетривиальности в выборе направления, формы и содержания интеллектуальной деятельности, с неким "высвобождением" личности из уз общепринятого стандарта, стереотипа мышления, восприятия и чувствования. (И.Я.Лагун "Причинность шизофрении" http://ijlagun.chat.ru/)
Другой автор (Волков П.В. "Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств)". - М.: Аграф, 2000. - 528с.):
При шизофрении происходит расщепление, раскол души (это отражено в самом названии болезни), но когда это выражено только в намеке, то проявляется характерологической мозаикой. Поясню. В человеке одновременно причудливо сочетаются разные характеры. Этим объясняется особая сила шизофренического творчества, так как оно черпает свое богатство из характерологической многогранности автора [68, с. 7-8]. И тогда в произведении можно одновременно увидеть напряженную атмосферу и склонность к детализации эпилептоида, застенчивость и аналитичность психастеника, яркую демонстративность истерика, циклоидное земное полнокровие, символическую неземную гармонию шизоида (например, в картинах К. Васильева). Это соединение обычно несоединимого (предположим, гиперреалистичности и абстрактности или светлых чувств и любви со страхом) часто несет себе ощущение какой-то таинственной инопланетной" зловещести, но не всегда. Так, в отдельных картинах Густава Климта, Ван Гога, М. Чюрлениса, М. Эшера смесь земного и неземного (сказочного, мистического) одухотворенно высветлена, полна движения и тишины одновременно. Работы М. Эшера показывают, как можно разом видеть мир сверху, снизу, сбоку, изнутри, что невозможно и несоединимо со здравым смыслом, который удивленно замирает и сдается перед его работами-парадоксами.
Это же мы видим в великих сюрреалистических произведениях, суть которых не только в соединении несоединимого. Жизнь состоит из обычной реальности, грез наяву, сновидений, галлюцинаций и бреда психотиков. Все это части одной реальности, вложенные одна в другую. Изобразить их вместе и тем самым дать по-своему более точный и полный образ действительности - грандиозная полифоническая задача сюрреализма. Это не просто дезинтеграция, а своеобразная интеграция дезинтеграции. (Стр.443-444.)
Имеются мягкие варианты шизофрении, без разрушения личности и психоза, когда болезнь наряду со страданием вызывает потребность в творчестве, которым больной это страдание осмысляет и тем самым побеждает или наполняется ярким светом вдохновения, вытесняющим мрак болезни. Мягкая шизофрения, порой уводя мышление от приземленного здравомыслия, делает его более оригинальным, объемно многоплановым, способным интересно оценивать события с самых разных, неожиданных точек зрения одновременно.
Случается и так, что больной переносит психотические приступы шизофрении и выходит из них иным человеком, но без грубого дефекта личности, вынося из бездны психоза стремление исследовать неведомые ему до того глубины.
Возможно, приступы болезни по-своему помогли творчеству Леонида и Даниила Андреевых, Н.В. Гоголя, Ф. Гойи, М. Булгакова, Карла Юнга и многих других. (Стр.443.)
Мне всегда казались очень "странными" психологические теории Карла Юнга, но только до тех пор, пока я не познакомился с его биографией, в частности со следующими фактами:
"Он не только слышал неведомые голоса, играл, как ребенок, или бродил по саду в нескончаемых разговорах с воображаемым собеседником, - замечает один из биографов в своей книге о Юнге, - но и серьезно верил, что его дом населен привидениями".
Это было время "первого поворотного пункта" в жизни и мировоззрении Карла Юнга.
Другой поворотный пункт в жизни Юнга следует отнести к концу второй мировой войны. Он сам отмечает этот момент в своей автобиографической книге (см. главу "Видения"). В начале 1944 года, пишет Юнг, он сломал ногу, а также у него приключился инфаркт, во время которого он потерял сознание и почувствовал, что умирает. У него возникло космическое видение, в котором он рассматривал нашу планету со стороны, а самого себя не более, чем сумму того, что он когда-то сказал и сделал в течение своей жизни. В следующий момент, когда он собирался переступить порог некоего храма, он увидел своего доктора, идущего ему навстречу...
С этого момента что-то изменилось в нем бесповоротно, и его мысли приняли новое направление, что можно увидеть и из его работ написанных в то время. Теперь он сделался "мудрым старцем из Кюснахта"... (В.В.Зеленский КАРЛ ГУСТАВ ЮНГ. ЖИЗНЬ, ЛИЧНОСТЬ, РАБОТА. http://crazylove.chat.ru/biography.htm)
*************
Термины "шизоид" и "шизофреник" похожи друг на друга. Это сходство далеко не случайно, хотя "шизоид" и "шизофреник" принципиально отличаются друг от друга.
(Далее все цитируется по книге (Волков П.В. "Разнообразие человеческих миров (Руководство по профилактике душевных расстройств)". - М.: Аграф, 2000. - 528с.)
Дифференциальный диагноз
Шизоиды бывают очень разные: авторитарные, истеро-подобные, инфантильные, психастеноподобные, циклоидо-подобные, садистично-деловые, добрейше-беспомощные и т. д. Главное то, что за всеми этими качествами проглядывает аутистичность, которая и управляет глубинными основами их поведения. Дифференцировать шизоидную психопатию приходится, прежде всего, от шизофрении. Шизоид и шизофреник похожи нестандартностью, причудливостью, непредсказуемостью с точки зрения здравого смысла. Однако шизоидная оригинальность психологически цельно вытекает из особенностей его характера. При шизофрении мы обнаруживаем расщепленность (схизис), чего нет у шизоидов. Аутистичность, присущая любому шизоиду, свойственна многим, но далеко не всем шизофреническим людям. (Стр.261-262.)
Чтобы представить себе ярко выраженного шизоида, ЗДЕСЬ можно познакомиться с достаточно интересным описанием особенностей проявления некоторых форм шизоидности в детстве и юности, а ЗДЕСЬ - с возможными вариантами его духовной жизни.
Разумеется, эти описания несколько утрированны и далеко не исчерпывают всего многообразия форм шизоидности. Как и шизофрения, шизоидность, значительно чаще встречается в менее заметных и более социально адаптированных формах.
Для понимания отличий шизоидности от шизофрении мне представляется удобной аналогия с состояниями человека в процессе сна:
- Шизоид - это как человек в начальных стадиях засыпания, когда он уже практически отрешился от мира и уходит в свой внутренний мир, в мир своих фантазий и грез, в мир представлений и "чистого мышления"... Может быть, уходит в мир, который чем-то ПОХОЖ на сон. Уходит как цельная личность. Отрешается от реальности, от ее "грубой правды" ради достижения своей собственной, все более гармоничной цельности.
- Шизофреник - это как человек в стадии парадоксального сна, в стадии сновидений. Здесь он не просто отрешен, но находится "вне реальности", находится в мире НАСТОЯЩИХ сновидений. Мир этот возникает и строится из частей его расщепленной психики, из нейронных структур его функционально-расщепленного мозга. Лишь какая-то часть его мозга и психики может продолжать оставаться похожей на его прежнюю личность, на его "Эго".